
Когда говорят про сепарацию на буровой, половина заказчиков сразу представляет себе циклонные установки — мол, продул и всё чисто. А на деле даже трёхфазный сепаратор порой не справляется, если газовый фактор скачет или эмульсия стабилизировалась в стволе. Мы в ООО Нэйцзян Синьфа Нефтяное Машиностроение как-то ставили сепаратор жидкости и газа на Каспийскую платформу — там пришлось переделывать отбойные пластины три раза, потому что заказчик изначально не указал содержание сероводорода.
В 2019 году мы поставили сепарационную установку для одной арктической буровой — температура опускалась до -45°C. Инженеры умоляли добавить паровые рубашки на ёмкость отстойной зоны, но проектанты настояли на стандартном исполнении. В итоге при первом же запуске ледяные пробки заблокировали сливные линии. Пришлось экстренно монтировать греющие кабели прямо на объекте.
Кстати, про сепаратор жидкости и газа для буровых платформ поставщик часто забывают, что вертикальные модели хоть и экономят площадь, но требуют точного расчёта уровня пены — у нас был случай, когда газовый поток вынес полтонны ингибитора коррозии через сбросную линию.
Сейчас на https://www.xfsyjx.ru в разделе продукции можно увидеть наши сепараторы с каскадными демпферами — это как раз следствие тех арктических инцидентов. Хотя признаюсь, первые испытания в Усть-Луге провалились: демпферы создавали турбулентность вместо гашения всплесков.
Для месторождений с высоким содержанием CO2 мы всегда предлагаем 09Г2С вместо стандартной нержавейки — но в прошлом году столкнулись с парадоксом. Заказчик из Оренбурга требовал именно AISI 316L, хотя по техрегламенту подходила и легированная сталь. В итоге сепаратор вышел на 40% дороже, а через полгода всё равно пришлось менять патрубки из-за эрозии от песчаных примесей.
Вот почему в ООО Нэйцзян Синьфа теперь всегда запрашиваем пробы шлама перед контрактом — даже если речь идёт о базовой комплектации. Кстати, наши сепараторы жидкости и газа для кустовых площадок сейчас идут с усиленными смотровыми окнами после того, как на Ванкоре оператор разбил стекло при чистке скребком.
Особенно сложно с абразивным износом в зоне входа потока — пробовали напыление карбида вольфрама, но при резких перепадах давления покрытие отслаивалось. Сейчас тестируем керамические вставки, но пока данные противоречивые.
Доставляли как-то сепаратор на Сахалин — по спецификации вес был 18 тонн. Но когда добавили дополнительные люки для ревизии, масса выросла до 22. Пришлось срочно переоформлять разрешения на перевозку, а вертолёт Ми-26 не смог брать перегруз. Простояли две недели в порту Корсаков.
С тех пор в ООО Нэйцзян Синьфа Нефтяное Машиностроение всегда упаковываем оборудование с запасом по крепёжным точкам — даже если заказчик утверждает, что на платформе есть кран-балка. Кстати, на сайте xfsyjx.ru сейчас выложены 3D-модели для проверки строповки, это очень сократило количество претензий.
Самое обидное — когда поставщик сепараторов идеально выполняет контракт, но монтажники экономят на прокладках фланцев. На Приразломном было: поставили паронит вместо графитовых уплотнений — при первом же опрессовке дали течь. Пришлось лететь специалистам на ледовом классоре.
Мало кто учитывает, что современные ингибиторы гидратов меняют реологические свойства эмульсии. На одной платформе в Карском море сепаратор выдавал стабильные показатели до тех пор, пока не начали использовать полимерный реагент от Halliburton — после этого газовый поток пошёл с каплями жидкости размером до 200 микрон.
Пришлось экстренно дорабатывать коалесцирующие кассеты — увеличили количество слоёв с 5 до 8, но при этом выросло гидравлическое сопротивление. В итоге буровики жаловались на рост давления в манифольде.
Сейчас в новых моделях мы ставим съёмные модули коалесцеров — чтобы можно было быстро менять конфигурацию под конкретный буровой раствор. Кстати, это решение родилось после совместных тестов с технологами из ООО Нэйцзян Синьфа, которые как раз занимаются оборудованием для контроля твердой фазы бурового раствора.
Сейчас экспериментируем с комбинированной сепарацией — циклонный предсепаратор + гравитационный отстойник. Пока получается снизить нагрузку на основную установку на 15-20%, но есть проблемы с вибрацией. На тестовом стенде в Нэйцзяне уже третий раз меняем опорные рамы.
Интересно, что китайские коллеги предлагают ультразвуковые деэмульгаторы, но пока их эффективность в условиях российских месторождений не доказана. Хотя на одной из буровых в Якутии пробовали — результат спорный.
Если говорить о будущем, то сепараторы для буровых платформ должны стать модульными — чтобы можно было быстро заменять блоки под изменяющиеся условия скважины. Мы в ООО Нэйцзян Синьфа как раз разрабатываем такую систему с унифицированными фланцевыми соединениями. Правда, пока не можем решить вопрос с совместимостью старых и новых модулей — зазоры дают протечки.