
Когда слышишь про насос буровой f1600, первое что приходит в голову - это стандартная рабочая лошадка для глубин до 2000 метров. Но на практике часто оказывается, что многие путают его возможности с более мощными моделями вроде F-1600HL. Лично сталкивался с ситуацией, когда заказчик требовал от обычного F1600 производительности как у HL-версии, а потом удивлялся преждевременному износу клапанных коробок.
Если разбирать наш последний F1600 с завода ООО Нэйцзян Синьфа Нефтяное Машиностроение, то обратил внимание на измененную конструкцию крышки цилиндра - теперь там усиленные болты М36 вместо старых М30. Казалось бы мелочь, но на третьем месяце работы на кустовой площадке в Уренгое это спасло от протечек при работе с утяжеленными растворами.
Кривошипно-шатунный механизм здесь выполнен с запасом прочности, но есть нюанс с подшипниками скольжения - при температуре ниже -35°C нужно давать прогревать минут 15 на холостых, иначе появляется вибрация. Мы в свое время на двух насосах научились этому после замены коленвалов.
По гидравлической части заметил, что новые модели идут с измененной геометрией поршней - уменьшен радиальный зазор, но при этом появились проблемы с сальниковыми уплотнениями при работе на глинистых растворах. Пришлось дорабатывать самостоятельно.
На месторождениях с высоким содержанием сероводорода стандартный насос буровой f1600 требует замены уплотнительных колец раз в 3 месяца вместо плановых 6. Особенно это касается сальниковой группы - если пропустить срок, потом менять приходится половину цилиндрового блока.
По опыту прошлого сезона в ХМАО: при работе с буровыми растворами плотностью выше 1.8 г/см3 нужно сокращать интервал замены клапанов до 250-300 моточасов вместо стандартных 400. Иначе садятся седла и требуется дорогостоящий ремонт.
Интересный момент с регулировкой производительности - многие операторы пытаются экономить топливо через снижение оборотов ниже 60% от номинала. Но при этом забывают, что смазка кривошипного механизма рассчитана на рабочие обороты. У нас как-то за полгода таким образом угробили подшипники на двух агрегатах.
Когда в прошлом году на скважине №45 порвало мембрану в гидрокомпенсаторе, местные механики решили поставить неоригинальную - мол, подходит по размерам. Через две недели пришлось менять весь блок гидравлики из-за резонансных колебаний. Оказалось, плотность материала отличается на 15%.
При замене поршневой группы часто перетягивают стяжные болты - видимо, по привычке от старого оборудования. На новых насосах от ООО Нэйцзян Синьфа Нефтяное Машиностроение момент затяжки нужно контролировать динамометрическим ключом строго по техкарте, иначе деформируется посадочное место.
Запомнился случай с неправильной центровкой привода - монтировали насос в зимних условиях, торопились. В результате через 200 моточасов пошел неравномерный износ шатунных втулок. Пришлось снимать и переставлять с лазерной юстировкой.
При интеграции в буровые установки Уралмаш или заводов типа ООО Нэйцзян Синьфа Нефтяное Машиностроение часто возникает проблема с обвязкой манифольдов. Особенно если используются старые трубные системы - давление-то держит, но гидроудары съедают ресурс клапанов.
Насос F1600 хорошо работает с циркуляционными системами БС-1, но при подключении к более современным блокам очистки нужно ставить дополнительные демпферы - иначе высокочастотные пульсации выводят из строя сланцевые отсекатели.
Интересно ведет себя насос при работе с манифольдами для воздушного бурения - стандартная обвязка требует установки дополнительных обратных клапанов, иначе при сбросе давления появляется эффект 'обратного хода' в гидросистеме.
Зимой 2022 на Ванкоре столкнулись с интересным явлением - при -42°C масло в редукторе густело настолько, что приводные электродвигатели не могли провернуть вал. Пришлось разрабатывать систему предпускового подогрева от паровых установок.
Летом в Астраханской области другая проблема - при температуре выше +35°C начинается падение давления нагнетания из-за теплового расширения цилиндров. Приходится уменьшать рабочие обороты на 10-15% либо организовывать принудительное охлаждение блоков гидравлики.
В межсезонье особое внимание требуется уплотнениям - из-за перепадов температур и влажности резиновые элементы теряют эластичность. Мы теперь планово меняем все уплотнения в октябре и апреле независимо от наработки.
Сейчас экспериментируем с установкой системы мониторинга вибрации - обычные датчики не подходят из-за высокой ударной нагрузки. Тестируем пьезоэлектрические сенсоры от авиационной техники, показывают неплохие результаты в прогнозировании износа шатунной группы.
Для работы с растворами содержащими абразивные добавки пробуем напыление карбида вольфрама на внутренние поверхности цилиндров - пока ресурс увеличился в 1.8 раза, но технология требует доработки по равномерности покрытия.
Интересное решение нашли для снижения шума - установили резинометаллические демпферы между рамой и основным блоком. Уровень шума упал на 7 дБ, заодно уменьшились паразитные вибрации передающиеся на трубопроводы.
За пять лет работы с насос буровой f1600 пришел к выводу что это надежный аппарат но требующий понимания физики процессов. Техобслуживание нужно проводить не по регламенту а по фактическому состоянию - мы уже трижды переписывали сервисные интервалы под наши условия.
Главная ошибка которую повторяют многие - попытка сэкономить на расходниках. Оригинальные запчасти от производителя хоть и дороже но в итоге выгоднее - у нас был пример когда сэкономленные 50 тысяч на клапанах обернулись ремонтом за 400 тысяч.
Сейчас присматриваемся к новым разработкам ООО Нэйцзян Синьфа Нефтяное Машиностроение - по отзывам коллег они улучшили систему охлаждения и внедрили новые материалы для уплотнений. Надо бы съездить на производство посмотреть в живую.