
Когда речь заходит о газовых сепараторах бурового раствора вертикального типа, многие ошибочно полагают, что давление 1,6 МПа — это исключительно запас прочности. На деле же в условиях арктических месторождений мы сталкивались с ситуацией, когда стандартный NQF1000 при циклических нагрузках демонстрировал вибрацию на сварных швах — пришлось усиливать конструкцию по месту.
Вертикальная компоновка NQF1000 часто воспринимается как данность, но в 2018 году на Ванкорском месторождении мы на практике убедились в критичности угла наклона отбойных пластин. При -45°C пластины из стали 09Г2С давали микротрещины — пришлось экстренно заменять на 12Х18Н10Т.
Завод ООО Нэйцзян Синьфа Нефтяное Машиностроение (https://www.xfsyjx.ru) в таких случаях всегда рекомендует термообработанные узлы, но в полевых условиях это не всегда выполнимо. Их документация указывает на расчётный ресурс 15 000 часов, однако при работе с сероводородсодержащими средами мы фиксировали снижение до 9 000 часов.
Особенность именно вертикального сепаратора — проблема дренажа шлама. В модификации NQF1000-1.6 пришлось переделывать шиберные заслонки — штатные залипали при концентрации твердой фазы выше 12%.
Рабочее давление 1,6 МПа — не абстрактная цифра. При испытаниях на полигоне ООО Нэйцзян Синьфа мы специально создавали скачки до 2,3 МПа — срабатывали предохранительные клапаны, но после трёх таких циклов появлялась остаточная деформация фланцев.
В документации к сепаратору бурового раствора NQF1000 указана номинальная производительность 1000 м3/ч, но при работе с глинистыми растворами плотностью выше 1,8 г/см3 мы получали падение до 720-750 м3/ч. Это важно учитывать при проектировании буровых установок.
Запомнился случай на месторождении в ХМАО, где при -52°C уплотнительные манжеты дублировали фторопластовыми — решение спорное, но сработало. Хотя официально заводы-изготовители такого не рекомендуют.
Типичная ошибка — использование вертикального сепаратора для растворов с содержанием метана свыше 18%. В таких условиях даже штатная система дегазации не справляется — приходится устанавливать дополнительные отбойники.
В каталоге ООО Нэйцзян Синьфа Нефтяное Машиностроение есть рекомендации по замене фильтрующих элементов каждые 2500 моточасов. На практике же при работе в Западной Сибири интервал приходится сокращать до 1500 часов из-за абразивного износа.
Интересно, что при тестировании газового сепаратора на морских платформах выявили зависимость эффективности сепарации от качки — при крене свыше 5° КПД падал на 12-15%. Производитель это не учитывает в базовой комплектации.
Замена эжекторных форсунок в полевых условиях — отдельная история. Конструкция NQF1000-1,6МПа предусматривает использование специального монтажного ключа, но в 2021 году на Таймыре мы три недели ждали этот инструмент — пришлось изготавливать кустарный аналог.
При заказе запчастей через https://www.xfsyjx.ru стоит учитывать, что фланцевые соединения имеют нестандартный шаг отверстий — это выяснилось при попытке установить импортный предохранительный клапан.
Вертикальные сепараторы этого типа чувствительны к транспортировке — после доставки железнодорожным транспортом мы всегда проверяем соосность валов. В трёх случаях из десяти требуется юстировка.
Если сравнивать газовый сепаратор бурового раствора от ООО Нэйцзян Синьфа с китайскими аналогами, то главное преимущество — адаптация к российским ГОСТам. Но есть нюанс: при -40°C и ниже возникают проблемы с герметичностью быстросъёмных соединений.
В новых модификациях производитель обещает решить проблему с заиливанием донной части — пока же мы рекомендуем устанавливать дополнительные вибраторы.
При проектировании систем очистки бурового раствора стоит учитывать, что вертикальный сепаратор NQF1000 требует на 15% больше площади, чем заявляется в техническом паспорте — это проверено на семи различных объектах.