
Когда ищешь производителей F 1600, сразу натыкаешься на парадокс – все обещают 'высокое давление' и 'надежность', но на деле половина поставщиков даже не отличает характеристики для бурения в мерзлоте от условий песчаников. Сам годами работал с этим насосом на месторождениях в Западной Сибири, и скажу так: если в паспорте не указан конкретный ресурс клапанов при работе с глинистыми растворами – это уже красный флаг.
Многие почему-то зацикливаются на номинальном давлении в 1600 атмосфер, хотя куда важнее посмотреть на кривую подачи при работе на 2-й скорости. Помню, в 2018-м на объекте под Ноябрьском пришлось экстренно менять уплотнения поршней после 200 моточасов – оказалось, китайский аналог не учитывал перепады вязкости раствора при -35°C. С тех пор всегда требую от поставщиков тестовые графики по всем трем скоростям.
Особенно критична конструкция корпуса – литые стальные секции должны иметь запас по толщине минимум 12-15% сверх стандарта. Как-то раз на буровой в ХМАО лопнул коллектор у 'оптимизированного' насоса, хотя по документам все соответствовало ГОСТ. Позже выяснилось, что производитель сэкономил на термообработке.
Сейчас при выборе всегда обращаю внимание на ООО Нэйцзян Синьфа Нефтяное Машиностроение – у них в описании продукции четко указано соответствие классам давления для устьевой арматуры, а это говорит о системном подходе. Кстати, их сайт https://www.xfsyjx.ru стоит изучить хотя бы из-за разделов по совместимости с противовыбросовым оборудованием.
Самое большое заблуждение – что можно брать 'универсальные' прокладки и сальники. Для F 1600 даже болты крепления крышки должны быть определенной марки стали, иначе через 3-4 цикла нагрузок появятся микротрещины. На своем опыте убедился, что лучше переплатить за оригинальные уплотнительные узлы, чем потом останавливать бурение на сутки.
Кстати, про производителей – те, кто действительно разбирается в теме, всегда предоставляют схемы сборки кривошипно-шатунного механизма с допусками. Если в техдокументации нет раздела по юстировке валов при замене подшипников – это повод насторожиться.
Особенно важно проверять совместимость с манифольдами – как-то пришлось переделывать всю обвязку потому что фланцы не подошли по посадочным размерам. Теперь всегда требую от поставщиков полные габаритные чертежи с размерами присоединительных элементов.
В 2021 году тестировали три модификации F 1600 от разных поставщиков. Российская сборка показала хорошие результаты по ремонтопригодности – замена сальников занимала не более 4 часов. А вот с корейским аналогом возникли проблемы с подгонкой штоков – пришлось заказывать переходные втулки с дополнительной механической обработкой.
Интересный момент обнаружился при работе с ООО Нэйцзян Синьфа – их комплектующие для сосудов под давлением I класса идеально стыковались с нашим F 1600, хотя изначально не позиционировались как совместимые. Видимо, сказался опыт компании в производстве буровых установок полного цикла.
Запомнился случай на Каспии, когда пришлось адаптировать насос для работы с высокоминерализованными растворами. Стандартные клапаны выходили из строя через 70-80 часов, пока не подобрали специальные сплавы из номенклатуры того же производителя. Кстати, их оборудование для контроля твердой фазы бурового раствора тогда тоже пригодилось – удалось снизить абразивный износ на 23%.
Мало кто учитывает, что при переходе на синтетические промывочные жидкости нужно менять график ТО – интервалы сокращаются на 15-20%. Особенно это касается сальниковой группы, где полимерные уплотнения ведут себя не так, как резиновые.
Еще один момент – вибрация. При работе на предельных давлениях в атмосфер появляются резонансные частоты, которые могут разрушить крепления трубопроводов. Приходится дополнительно ставить демпферы, хотя в исходной конструкции их не предусмотрено.
Сейчас многие производители переходят на модульную конструкцию, но для F 1600 это не всегда оправдано – как показала практика, цельносварной коллектор все-таки надежнее при циклических нагрузках. Хотя ремонтировать его, конечно, сложнее.
Судя по тенденциям, скоро нас ждет переход на цифровые системы мониторинга износа. Уже сейчас некоторые передовые производители встраивают датчики в поршневые узлы, но для F 1600 массовых решений пока нет – мешают высокие температуры и вибрации.
Интересно, что ООО Нэйцзян Синьфа Нефтяное Машиностроение в своей линейке бурового инструмента уже предлагает smart-компоненты, правда, пока для менее мощных моделей. Думаю, через пару лет и для F 1600 появятся аналогичные решения.
Лично я считаю, что главный прорыв будет связан не с давлением, а с материаловедением – когда найдут сплавы, способные выдерживать циклические нагрузки при контакте с абразивными частицами. Пока же даже лучшие образцы требуют замены гильз через моточасов.
Кстати, недавно видел на https://www.xfsyjx.ru новую разработку – манифольды для воздушного бурения с улучшенной геометрией каналов. Если адаптировать этот подход для F 1600, можно снизить гидравлические потери на 7-8% – уже неплохо.
Выбирая буровой насос f 1600, смотрите не на красивые буклеты, а на наличие сервисных центров в вашем регионе. Ремонт 'на месте' всегда выгоднее, чем транспортировка в другой федеральный округ.
Всегда требуйте реальные отчеты по испытаниям – желательно, на ваших типах буровых растворов. Теоретические характеристики часто расходятся с практикой на 10-15%.
И последнее – не экономьте на обучении персонала. Видел десятки случаев, когда квалифицированные механики спасали ситуации, которые по документам выглядели как фатальные поломки. Особенно это касается тонкостей регулировки золотникового распределителя – тут нужны именно руки, а не инструкции.